Формирование понятийв биологии - Теория развития понятий. Развитие биологических понятий при изучении биологии в общеобразовательной школе

Наиболее важный момент в формировании понятий — выделение его существенных признаков. Для этого используют анализ, сравнение признаков, синтез и обобщение. Процесс формирования и развития понятий можно разделить на 3 этапа: Образование понятий идет, в основном, двумя способами: В биологии еще используют третий способ — традуктивный. Приведем пример индуктивного способа образования понятия. При последовательном рассмотрении того, что зеленые растения, используя энергию солнечного света и минеральные вещества воду, углекислый газ , с помощью хлорофилла образуют органические вещества, можно сформулировать вывод: Растения обладают фотосинтезом потому, что имеют хлорофилл, с помощью которого на свету образуются органические вещества из углекислого газа и воды.

Это — дедуктивный способ образования понятия. Традукция от латинского traductio — перемещение — способ образования понятия, когда вывод идет от знания определенной степени общности к новому знанию, но на той же степени общности.

Методика преподавания биологии: Учебно-методический комплекс

То есть, вывод идет от единичного к единичному, от частного к частному, от общего к общему. Например, сформировав на каком-то этапе образовательного процесса конкретное понятие дыхание организмов, половое размножение, вегетативное размножение , используют это общее понятие для выделения других понятий, не углубляя его.

На начальном этапе обучения чаще используется индуктивное образование понятий. Индуктивный путь образования понятий предполагает следующие этапы:. Этот способ требует много учебного времени, поэтому многие даже сложные биологические понятия формируются дедуктивным способом.

По мере накопления теоретических знаний усиливается формально-логический вывод понятий.

Методика формирования биологических понятий. Часть 1.

Такие понятия являются исходными для развития системы теоретических знаний об организме, эволюции, биосфере и т. Постепенно формируются общие теоретические понятия: Большую роль в формировании и развитии биологических понятий играет сравнение.

Методика развития понятий в процессе обучения биологии

Сравнением называется сопоставление объектов в целях выявления черт сходства и различия между ними. Оно обеспечивает возможность применения анализа — детального и сравнительного исследования свойств изучаемого предмета или явления. Вместе с тем, сравнение и анализ позволяют сформулировать обобщающий вывод подводят к синтезу.

Сформированные таким образом понятия являются эмпирическими, так как возникают на основе чувственного опыта, полученного посредством наблюдения.

Формирование теоретических понятий осуществляется на основе анализа фактических данных и их обобщений. Наиболее успешно формально-логическое формирование теоретических понятий происходит в процессе проблемного обучения. Модель этого процесса примерно такая:.

В формировании и развитии понятий большую роль играют правильные, понятные определения, наглядность и проблемные вопросы. Главная Случайная страница Контакты Заказать. Индуктивный путь образования понятий предполагает следующие этапы: Модель этого процесса примерно такая:



Вас заинтересует:

Этот труд был создан во II - III вв.